Знаковое событие на московском потребительском рынке. Маркировку продуктов питания знаком "Без ГМО" решено отменить. Споры вокруг добровольной сертификации товаров не утихали все пять лет – с момента её введения. В итоге стало понятно, что яркая маркировка не всегда гарантирует качество товара.
Грандиозная фикция или проявление заботы о потребителе? Один из козырей в конкурентной борьбе производителей продовольствия – маркировка "Не содержит ГМО" – выводится из игры. На вопрос, почему, в городском департаменте торговли и услуг отвечают: причин, как минимум, две – претензии со стороны антимонопольной службы и возможность обмана покупателей.
"Многие сети отказывались брать продукты без данной маркировки, хотя она и была добровольной. И важно отметить, что даже наличие этого знака на упаковке не давало гарантий реального отсутствия ГМО в продукте. Потому что проверялась только первая партия товара, которая предоставлялась для исследований", - подчёркивает пресс-секретарь департамента торговли и услуг Москвы Анна Сергеева.
То есть все последующие партии уже могли содержать генно-модифицированные компоненты, несмотря на гарантию их отсутствия. При этом производитель мало чем рисковал – повторных проверок не проводилось. Случаев наказания нарушителей штрафом эксперты не припомнят. А вот курьёзы встречались.
"В рамках программы сертификацию на несодержание ГМО проходили такие товары и такие категории продукции, которые никогда и не могли содержать ГМО. Это, допустим, кофе, питьевая вода, где говорить о содержании каких-то биологических веществ, наверное, нонсенс", - рассказывает исполнительный директор Содружества производителей фирменных торговых марок Алексей Поповичев.
Однако покупатели на новость об упразднении значка, ставшего за пять лет уже привычным, реагируют без энтузиазма.
"Всё-таки какую-то информацию он даёт. И не хотелось бы, чтобы его отменили. Хотя я и не обращаю внимания на это, но я лично против". "Надо, чтобы этот значок был, чтобы мы знали, что мы едим, употребляем", - считают москвичи.
Порой маркировка об отсутствии ГМО только сбивала покупателя с толку, создавая иллюзию стопроцентной гарантии качества, экологической чистоты и полезности продукта. Между тем, кроме модифицированных генов в продовольствии встречаются и другие потенциально опасные компоненты – всевозможные консерванты и прочие добавки. К тому же товаров с зелёным кружком на рынке было не более 10-15%.
"Бог с ним, если отменят этот знак. Но если всё-таки имеет место быть какой-то ГМО, то я считаю, что потребитель имеет право знать об этом", - полагает директор продуктового магазина Денис Кудашев.
За этим и так следят контролирующие органы – от Роспотребнадзора до всевозможных общественных структур. Запрета на ГМО в России нет. Широко используются 16 генных модификаций кукурузы, риса, свёклы, картофеля и сои. При этом возможностей их применения – уже сотни.
"Та же соя может входить во многие продукты. Она может входить и в молочные продукты – в сметану её добавляют. Сухое соевое молоко добавляют в молоко. Она может входить и в состав мороженого, в колбасные изделия, сосиски, пельмени", - перечисляет независимый эксперт по экологической и продовольственной безопасности Ирина Ермакова.
Если содержание ГМО в продукте питания – 1% и более, информация об этом обязательно должна присутствовать на упаковке. Если её нет, то не должно быть и генно-модифицированных компонентов. Правда, на таких продуктах в ближайшие два года ещё может встречаться знакомая покупателям зелёная маркировка. В течение этого срока будут действовать последние из выданных разрешений на её использование.