Экологическая маркировка – графическое изображение, которое наносится непосредственно на упаковку продукта, является самым распространенным инструментом «зеленого» маркетинга. Основная цель эко-маркировки – идентифицировать экологически приоритетную продукцию.
Сегодняшний отечественный рынок пестрит от изобилия художественных трактовок и авторских видений эко-знака. Всевозможные знаки и надписи – «натуральный продукт», «эко-продукт», «био-продукт», стали чуть ли не обязательным элементом при оформлении упаковки. Чаще всего «зеленые» логотипы маскируются под товарный знак. Такое нанесение можно расценивать как нелегальное только потому, что придуманные предприятием экологические надписи и графические изображения – это ни что иное, как самодекларация.
В мировой практике уже сформировался правовой механизм, включающий в себя целую процедуру согласования «зеленого творения» и сертификации товара, им украшаемого, компетентными органами. То есть, любой зелененький кружочек или квадратик на упаковке – это, с одной стороны, фантазия и творчество автора продукта, а с другой – инструмент цивилизованного рынка. Понятие «цивилизованный рынок» отражено в соответствующих документах Всемирной торговой организации (ВТО).
Именно там закреплены механизмы которые стимулируют потребителя покупать определенный товар, в том числе и экологические. Экологическая маркировка признана одним из эффективных добровольных инструментов, который стимулирует потребителя покупать экологически приоритетный товар. На цивилизованном рынке этот инструмент закреплен стандартами.
Существует международная организация по стандартизации (ISO), разрабатывающая множество стандартов различного направления. Украинский потребитель уже знаком со стандартами ISO 14001 «Экологический менеджмент» и ISO 9001 «Менеджмент качества». ISO – это международная система защиты множества тысяч стандартов, в том числе стандартов, касающихся экологической маркировки. Если предприятие самостоятельно разработало экологический знак или экологическую приставку к данной продукции, оно должно за свой счет разработать критерии и провести процедуру сертификации данной продукции по данным критериям в органах сертификации. И только после этого организация имеет право на подобную маркировку. Это требование цивилизованного мира.
Безусловно, на сегодняшний день Украина к этому не готова. То есть, процесс самодекларации (так в принципе называется стандарт «Экологическая маркировка как самодекларация» – второй тип экологической маркировки в международной системе стандартизации), как сертификационная система, не развит вообще. Это не государственная «обязаловка», но если маркировка ставится, то государственные службы, которые непосредственно признают стандарт и занимаются потребительской политикой, должны потребовать у производителя, маркирующего продукцию, конкретный сертификат. На этом основании сама организация осуществляет экологическую маркировку.
Играть по правилам в команде, где мало кому эти правила вообще известны, значит заведомо проиграть. Тихонечко поступить «как все» в наше время великих перемен – большой риск для новичка, а тем более организации со стажем и сформировавшимся имиджем. Если сегодня у законодателей до наведения порядка «не доходят руки», то уже завтра нарушители могут профинансировать нововведения в эко-политике государства.
Поэтому более популярный и перспективный способ – ничего не придумывать. Просто украсить упаковку уже утвержденным и признанным знаком не только на национальном рынке. Но и за рубежом. В Украине, например, это национальный знак «Экологически чисто и безопасно» (эмблема «Зеленый журавль»), в Германии – «Blue angel», в странах Скандинавии, Швейцарии и Голландии – «Скандинавский лебедь». Параллельно странами-членами ЕС используется интернациональный «цветок». Все они не просто украшение или дань моде, а безоговорочное подтверждение экологической чистоты и надежности продукта.
Кроме всего прочего, все эти знаки входят в одну глобальную сеть экологического маркирования GEN (Global Ecolabelling Network), что подтверждает их международное признание и авторитетность. Ведь созданная в 1994 г. ассоциация тесно сотрудничает с Комитетом по преодолению барьеров в торговле (ВТО), а одним из ее членов является Комиссия ЕС по вопросам экологической сертификации и маркирования. С 2004 года украинский национальный эко-знак «Экологически чисто и безопасно» официально представляет наше государство в этой системе. Украина в этой сети является пока единственным государством постсоветского пространства.
Сертификацию на право присвоения такого знака проходят в независимой международной системе сертификации. Сертифицируется весь жизненный цикл продукции и, при оправдании продуктом заявленной экологичности на всех этапах жизненного цикла, в награду, предоставляется право поставить на упаковку национальный экологичный знак. Базовые критерии GEN, на соответствие которым проводится сертификация отдельного вида продукции, аналогичны критериям Швеции, Чехии, Германии, то есть едины на весь мир. Это является очень важным преимуществом при экспорте.
Международно-признаваемый украинский журавлик – отнюдь не роскошь для национального производителя. Стоимость сертификации одного вида продукции варьируется от 500 до 2500 грн. (в зависимости от сложности произведенного цикла, а ткже особенностей самого предприятия). Срок действия права на использование знака – от 1 до 3 лет (в зависимости от категории продукции). Все потому, что сама процедура сертификации не является источником прибыли для организации, ее организовавшей.
Ведь речь идет о помощи инициативному производителю, который задумался над тем, как минимизировать негативное воздействие производства и дальнейшее использование выпущенного продукта на здоровье человека и окружающую среду. Миссия же общественной организации – сделать такую продукцию приоритетной на рынке и примером для подражания остальных его субъектов.
[right][url=http:/